среда, 23 марта 2016 г.

Дневник стажировки. 22 марта

День второй. Четвёртые сутки нашего путешествия. Сегодня мы продолжили наше знакомство с финской системой образования.
Солнце красило нежным светом стены нашей гостиницы, видимо поэтому мы проснулись кто в 5, а кто в 6 утра, рано позавтракали и отправились в путь. Пункта назначения, городка Ярвенпяа, мы достигли раньше на 45 минут, поэтому пришлось покружить по окрестностям. Сегодня наша цель - старшая школа, высшая ступень среднего образования.

Нас поразило практически единое, цельное внутреннее пространство, которое, как выяснилось, кроме всего прочего выполняет одну скрытую функцию: оно способствует общению учащихся, т.к. они не объединены в группы или классы и могут испытывать некое внутреннее одиночество и недостаток общения. У них нет не только классов, но и четких параллелей, ведь ребёнок может закончить эту необязательную ступень обучения за 1, 2,3 или 4 года. Пространство трансформируемое, т.к. оно заполнено мобильными перегородками, которые могут его преобразовать до неузнаваемости. Центральная часть может быть столовой, актовым залом, театральной площадкой или танцполом. Такие перегородки есть на всех этажах. Даже спортивный зал можно разделить с их помощью на 3 части для проведения трёх уроков одновременно. Кстати, спортивный зал, как и у нас, используют для сдачи письменных экзаменов.
Ребенок приходит в старшую школу после 9 класса. За время пребывания здесь он должен изучить 75 модулей по разным дисциплинам. Каждый модуль - 32 часа. Общего расписания в школе нет, т.к. учебные планы индивидуальные. Ребенок самостоятельно формирует своё расписание и интенсивность занятий перед началом учебного года. Первые пол года обучения студентов всё же объединяют в группы, чтобы они привыкли к новым условиям.
Урок длится 75 минут, звонков нет.
Образование нацелено в первую очередь на практичность, хотя преподавание некоторых предметов не отличается от нашего.


А ВОТ ОТЗЫВ СТАТЬЯ ИЗ НАШЕГО СОВМЕСТНОГО ДНЕВНИКА СТАЖИРОВКИ


Не для школы, а для жизни!
Приехали мы в старшую школу Ярвенпяа немного раньше запланированного времени, всего на полчаса. Но любая проблема - это удача. Поэтому в ожидании директора, мы начали самостоятельно знакомиться со школой. Первые впечатления, как первая любовь, самые сильные. Сразу бросилось в глаза огромное пространство «арены». Для всех участников стажировки - уникальное. Об этом чуть ниже. Потом нас встретила директор школы, открытая и очень пунктуальная. Она презентовала школу и ответила на огромное количество вопросов, которые рождались у нас буквально после каждой сказанной ею фразы.

Итак, о школе. Она не похожа ни на одну из тех, в которой мы (участники стажировки) работаем.

1. Учащиеся и учебный процесс.

Здесь учатся только учащиеся старшей школы (около 1000 человек), т.е. те, которые окончили курс основной школы (наши 9 классов), а также студенты средних профессиональных учебных заведений, которые проходят факультативные курсы. У каждого ученика своя индивидуальная образовательная траектория. Ребята могут обучаться от 2 до 4 лет. Решают сами, в каком темпе им осваивать образовательную программу. Продолжительность учебного года 190 дней, и делится он на 5 частей. В конце каждой есть зачетная неделя. В начале года учащиеся самостоятельно формируют набор учебных модулей, которые будут изучать в течение года. Всего за период обучения их должно быть не меньше 75. В конце обучения ученики сдают 4 обязательных экзамена и неограниченное количество дополнительных предметов, в зависимости от их интересов и выбранного вуза. Общего расписания для всей школы не существует. Так же как и нет объединения детей в классы и деления на параллели в привычном для нас понимании (т.к. количество лет обучения и учебные дисциплины они выбирают самостоятельно). Удивительно, что наиболее мотивированные могут изучать по 5 иностранных языков, при этом больше всего интересуясь физикой или каким-либо другим предметом. У тех учеников, с которыми нам повезло пообщаться (они проводили экскурсию для нас по школе), русский на очень приличном уровне! Еще интересно, что ребенок сам выбирает, во сколько он начинает учебный день (8.15 или 10.00), урок длится 75 минут, звонков нет.

2. Образовательное пространство.

Уникальность школы в том, что уже на стадии проекта она задумывалась как единое пространство, максимально удобное для реализации способностей и потребностей учеников. Пространство трансформируемое, т.к. мобильные перегородки могут преобразовать его до неузнаваемости. Это и столовая, читальный и актовый зал, место самостоятельной подготовки. А при необходимости - танцпол и место для конференций и встреч с гостями и даже ведущими политиками. Поразило единое цельное пространство, которое способствует общению учащихся, т.к. они не объединены (как мы уже отмечали выше) в группы или классы и могут испытывать некое одиночество и недостаток общения. Мобильные стены есть на всех этажах и даже в спортивном зале, который может быть разделен на 3 отдельных зала для одновременного проведения трех отдельных занятий. Вообще все пространство является рабочим, ничего не пустует, несет смысловую нагрузку и четко зонируется. Стены увешаны стендами различного содержания: выставки проектных работ, информация для учащихся, подборки актуальных материалов и прочее.

3. Учителя.

В школе работает около 60 педагогов. Нагрузка в зависимости от предмета 16-23 часа + 5-6 часов дополнительной нагрузки. Это максимум. Качество работы учителя оценивается не надзорными органами, которые, к слову, отсутствуют, и даже не по результатам успеваемости учащихся и итоговой аттестации, а по отзывам детей, которые «голосуют ногами», выбирая преподавателя для изучения того или иного курса. Авторитет учителя высок. Курсы повышения квалификации проводятся ежегодно. Обязательный объем всего 3 дня. Как правило, лекторов приглашают в школы. Вопреки распространенному у нас мнению, основная масса учителей имеют бессрочные трудовые договоры и лишь небольшой процент нанимают по срочному контракту (как правило, на год). Средняя минимальная заработная плата в пределах 3500 евро в месяц.

Итак, мы увидели приближенную к идеальной модель открытого образовательного пространства, которая может реально функционировать при грамотной организации. Но мы поняли, что нам надо быть реалистами, невозможно сиюминутно привнести финские реалии в нашу школу, мы можем привнести отдельные удачные элементы.

Валентина БЕРСЕНЕВА, г.Заречный ЗАТО

Андрей ДЕГТЯРЕВ, г.Саров

Комментариев нет:

Отправить комментарий