вторник, 22 марта 2016 г.

Дневник стажировки. 21 марта.

Сегодня первый день в Финляндии и соответственно первый день непосредственно стажировки. Прямо с парома мы поехали в город Туусула. Это небольшой, довольно "разбросанный" город в 20 минутах езды от столицы государства Хельсинки. Доехали, как по маслу. Дороги не российские. Загляделись на лес. Финляндия - это страна, в которой уделяют внимание деталям. Даже лес аккуратно растёт вдоль дорог, никакого бурелома. Деревья профилактически вырубают и складывают штабелями. Необычно выглядят выходы скальных пород во многих местах.
Мы посетили начальную школу (1-6 класс). В ней учатся 120 детей. Здание школы построено в 1905 году, с тех пор 3 раза капитально ремонтировалось. Оно не охраняется, никаких турникетов нет. При входе - ничем не огороженная раздевалка (судя по всему, здесь снимают верхнюю одежду не все учащиеся), тут же стеллажи с книгами, которые отделяют холл от столовой. В столовой есть проектор, который директор школы,одетый в джинсы и клетчатую рубашку, использовал во время презентации. Дети начинают учиться с 8-10 часов утра и заканчивают в 12-15:00. Есть аналог нашей продлёнки (платный). Строгого учебного плана, единого для всей страны, нет. Есть только общие рекомендации. Школа и учитель сами решают, чем наполнять процесс обучения. Перемен три. Утренняя и дневная по 15 минут. В 11:30 - часовая перемена. Дети ходят в школу в любой удобной для них одежде. В классах дети ведут себя довольно свободно, на что учитель не обращает особого внимания. Некоторые сидят на стульях, некоторые - на резиновых шарах. Учебники есть.

Контракт с учителем подписывают бессрочно, однако есть отдельные учителя, которых нанимают на год. Дресскода для учителей нет. Учительская - весьма интересное и необычное место, в котором есть где поработать и отдохнуть.  В соседнем корпусе (к которому нет тёплого перехода) находятся мастерские.
В целом первое впечатление - это почти хаос. Но управляемый. Как говорят финны, они готовят детей к жизни, а не к экзаменам. Роль учителя на уроке скорее направлять и организовывать детей на выполнение заданий, а не в объяснении материала или чтении лекций (хотя, это тоже используется). В коридорах есть персональные шкафчики-локеры для детей. По стенам расставлены компьютеры и ноутбуки с доступом в интернет для работы над проектами. Дети ходят по школе в носках или босиком, чувствуют себя свободно и раскованно, по-домашнему.
Директору и учителям доверяют родители и муниципалитет. Хорошо развито общественное управление, родители очень активные.
В течение года проводят 2 родительских собрания, в августе и феврале. Также учитель должен встретиться с родителями каждого из учеников в присутствии самого ученика. На встрече обсуждаются вопросы успеваемости и поведения. Если родители долгое время не откликаются на приглашения школы, привлекают социальную службу.
Вывод: начальная школа координально отличается от нашей. Главное - не вбить знания, а не убить инициативу и детскую непосредственность. И научить организовывать свою учебную деятельность самостоятельно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий