Иногда выдаются минуты, когда есть время оглянуться на собственные наработки и поделиться своими мыслями/опытом с вами.
содержание:
содержание:
1) Программа курса Excellent 1 (ПЕРЕЙТИ)
2) Тенденции современного образования
2) Платформы дистанционного обучения
Хотите узнать о калифорнийском древесном осьминоге? Хотите изучать химию в 5 классе? А хотите прогуляться по тропическому лесу или пообщаться со сверстниками из Европы и провести интерактивную экскурсию по своей школе, а может даже по городу?
О технологиях, которые позволяют сделать все это и гораздо большее, рассказывали ведущие специалисты в области цифровизации образования со всего мира на международной конференции EdCrunch 2018, которая проходила в Центре Всемирной Торговли в Москве 1-2 октября.
Вы всё ещё думаете о древесном осьминоге? (вот ссылка на сайт про него)
Если да, значит вы критически отнеслись к этой статье и поняли, что что-то здесь не так. Если нет, давайте задумаемся, почему мы принимаем на веру заведомо недостоверную информацию. Потому что её разместил человек, которому вы доверяете или вы нашли её на очень известном и проверенном сайте?
Мы столкнулись с одной из проблем современного подростка – доступностью огромного количества информации наряду с безграничной верой в её подлинность. Второй момент: - как превратить информацию в знание? Как грамотно обработать её и вычленить только важное содержимое? Понятно, что развивать нужно не навыки поиска информации. Я беру телефон, произношу фразу-запрос, и информация у меня на экране. Какие компетенции, которые нужно специально формировать в школе, я применил? Никакие! Соответственно, нужно не умение поиска, а умение анализа, систематизации и т.п., т.е. обработки информации.
Как вы понимаете, акцент на конференции был не на существовании технологий как таковых (этим уже никого не удивишь), а на том, как грамотно ими пользоваться. Сейчас есть две группы проблем. Первая – это взаимоотношения взрослых, родившихся в доцифровую эпоху, с современными технологиями и гаджетами. Вторая – это грамотное пользование «родными» для детей технологиями не только с целью развлечения.
Интернет – это ворота в мир информации. Куда пойдёт школьник? Кто его направит? Может ли учитель-робот выполнять функции человека? Если мы заменим роботами родителей, чего недополучат дети? Заботу, ласку, любовь, сострадание, теплоту. Может ли учитель-робот мотивировать и подбадривать учеников, быть наставником, увидеть индивидуальные особенности ребёнка? Вряд ли.
Для грамотного взаимодействия с миром технологий нужен наставник, тьютор, учитель, но – человек.
Умение найти информацию онлайн важно, но что делать, когда выхода в интернет нет? Правильно! Использовать универсальный накопитель – собственную голову. Предметные знания никто не отменял. Наши знания определяют наши мысли. Если единственное, что мы можем - это сказать «Ок, Гугл» или «Скажи, Алиса», мы рискуем остаться Иванушками-дурачками. Вот только живём мы не в сказке и ни щука, ни золотая рыбка нам не помогут.
Метаредметные компетенции все же базируются на предметных ЗУН, современно это звучит или нет. В школьниках мы должны развивать умение искать знания, а не информацию, умение анализировать, критически относиться к окружающей действительности и способность работать как индивидуально, так и в группе. Здесь важен момент удержания цели и результата, распределения обязанностей так, чтобы группа работала как единое целое. Подготовка к групповой работе – важный процесс, которым не стоит пренебрегать.
Интересный вопрос, обсуждавшийся на конференции – почему блоггеры интереснее для детей, чем учителя. На детский вопрос у взрослых нашлись контраргументы. Во-первых, даже самый средний учитель может быть интереснее блоггера ввиду того, что у него широкий кругозор и адекватная культура речи. И потом, блоггер выбирает самое интересное и рассказывает об этом через видео, на которое ушел возможно не один десяток дублей. Урок – это спектакль, который нельзя перезаписать. Это прямой эфир по теме, которая прописана в программе. Конечно, провести этот эфир можно оригинально и в цифровом формате, но здесь мы упираемся и в оснащение школы и подготовку учителей, а также в реальность достижения задуманного
результата в связи с большими временными и организационными затратами. Интересным примером тут является Вики Дэвис, спикер конференции, которая широко использует мобильные приложения и видеоблоги в своей работе, как с детьми, так и в плане трансляции опыта коллегам. Её опыт показывает реальность подобного варианта.
Современное поколение – визуалы, для усвоения материала им нужна «картинка». В результате визуализации усвоение материала у подростков увеличивается до 92%.
А еще это поколение возможностей. Они хотят изучать университетские предметы в начальной школе. Готова ли к этому наша система образования? Как встроить химию в программу начальной школы? Нужно ли это делать? Вряд ли. Во-первых, этого не позволяют особенности психологического развития детей, во-вторых, не обязательно ломать учебный план лишними сложными предметами, это можно сделать через дополнительное или параллельное образование, через нелинейное расписание, работу в разновозрастных группах, где старшие школьники могут помогать младшим.
Хотя, процент столь мотивированных учащихся крайне мал. Делаем вывод, что нужно индивидуальное педагогическое сопровождение таких детей на их образовательном маршруте. То есть ИОП можно и нужно частично вводить уже в начальной школе.
Как вообще мотивировать детей? В первый класс ученики приходят с желанием учиться и получать пятерки. Вообще, «отметочность» так глубоко сидит в нашем подсознании, что нам тяжело избавиться от стереотипа, что это единственный показатель успешности ребёнка. В первом классе нет отметок, но каждая бабушка обязательно спросит своего внука, получает ли он только пятерки. Стереотипы тянут нас назад. Например, мы все говорим : «Я еду в газели», не задумываясь, что их уже лет пять как нет на маршрутах. Почему мы так делаем? Привычка, стереотип, тот же низкий уровень сервиса? Когда мы думаем о маршрутках, представляем себе не очень чистую и не очень удобную Газель с грубым водителем. Когда мы говорим о школе, что мы себе представляем? Учеников, сидящих стройными рядами за партами, отвечающих вызубренные параграфы у доски по команде учителя? Надеюсь, кто-то может себе представить современное здание с открытыми пространствами для самостоятельной или групповой деятельности учеников, где они сами строят свой образовательный маршрут. Опыт сетевых школ Росатома показывает реальность и жизнеспособность такого варианта.
На мой взгляд, проблем в развитии в этом направлении две: это стереотипичность мышления самих работников образования и несоответствие требований проверяющих и контролирующих органов современным трендам. Недостаточно сменить пластиковые вывески на цифровые табло; это не меняет мировоззрение. Изменения должны произойти в головах. Цифровая копия аналогового образования вряд ли будет успешной. Мы должны меняться, чтобы делать из детей создателей, творцов собственного успеха в образовании. Дети должны понять, что в новых реалиях их обученность и образованность является товаром на рынке, а покупателями являются работодатели. Чем больше они инвестируют в себя в школе, тем ценнее окажется результат.
Один из трендов – это цифровизация образования. Нужна всесторонняя подготовка руководителей и учителей. Необходимо создание единого цифрового образовательного пространства как минимум на муниципальном уровне. Московский опыт внушает оптимизм, но отсутствие шагов в этом направлении в Нижегородской области тревожит. Сетевое взаимодействие может существенно облегчить работу школ, решить проблему нехватки кадров, дать школьникам возможность обучаться у лучших учителей, готовых к трансляции своего опыта и педмастерства. Министр образования Нижегородской области С.В. Злобин утверждает, что проблема заключается в технологическом разрыве между школами разных районов, однако на мой взгляд это уже давно не проблема (по крайней мере, не единственная). Всё упирается в отсутствие законодательной базы, позволяющей школам пользоваться услугами педагогов других школ даже одного муниципалитета, т.к. оплата уроков в таком случае невозможна. Тут мы заходим в тупик. Однако Р.В. Селюков обнадежил нас на семинаре сетевых школ в Зеленогорске. Он рассказал о том, что сейчас идет разработка законов, которые позволят сделать это взаимодействие реальным.
Предположим, школа хорошо технически «упакована», почему тогда она не производит качественный цифровой продукт? Воспользуемся модным нынче трендом описывать все вокруг методом триангуляции. Тогда показателем успешности будет треугольник, состоящий из технической оснащенности, креативности и подготовленности коллектива и четкого представления результата деятельности (мысленного образа использования технологий). Только сочетание этих факторы приведёт к успеху образовательную организацию, позволит ей оцифровать образовательный процесс. Смешанное обучение – это прекрасный выход, так как оффлайн занятия позволят и дальше развивать личностные качества учеников, обеспечат «человечность» процесса, а онлайн обучение на образовательных платформах тех же школ сделает возможным соблюдение современных требований своей массовостью, быстрой обратной связью, обеспечивающей формирующее оценивание и индивидуализацию образования, развитием необходимых в современном мире компетенций.
Как же изменится роль учителя в новой системе? Очевидно, профессия поменяет свое содержание, а может и название. Наставник, коуч, тьютор, координатор, - всё это отражения современного учителя в цифровом зеркале. Не пичкать ребенка готовыми знаниями, а открывать дверь в мир информации и учить тому, как превратить её в знания, - вот вектор изменения содержания профессии.
Как изменится ученик? Прежде всего увеличится роль самоконтроля и самооценки учебной деятельности. Если ребенок понимает, что время и силы, потраченные на обучение – это прямые инвестиции в собственное будущее, он сможет находить необходимые ресурсы как внутри себя,так и в окружающем мире. В результате индивидуализации образования, он станет субъектом деятельности.
А об индивидуализации образования и технологиях, позволяющих её осуществить или приблизить, я расскажу в следующей статье.
8 систем дистанционного обучения: какую выбрать школе, репетитору, тренеру? Разбираемся ЗДЕСЬ
Тенденции современного образования.
О технологиях, которые позволяют сделать все это и гораздо большее, рассказывали ведущие специалисты в области цифровизации образования со всего мира на международной конференции EdCrunch 2018, которая проходила в Центре Всемирной Торговли в Москве 1-2 октября.
Вы всё ещё думаете о древесном осьминоге? (вот ссылка на сайт про него)
Если да, значит вы критически отнеслись к этой статье и поняли, что что-то здесь не так. Если нет, давайте задумаемся, почему мы принимаем на веру заведомо недостоверную информацию. Потому что её разместил человек, которому вы доверяете или вы нашли её на очень известном и проверенном сайте?
Мы столкнулись с одной из проблем современного подростка – доступностью огромного количества информации наряду с безграничной верой в её подлинность. Второй момент: - как превратить информацию в знание? Как грамотно обработать её и вычленить только важное содержимое? Понятно, что развивать нужно не навыки поиска информации. Я беру телефон, произношу фразу-запрос, и информация у меня на экране. Какие компетенции, которые нужно специально формировать в школе, я применил? Никакие! Соответственно, нужно не умение поиска, а умение анализа, систематизации и т.п., т.е. обработки информации.
Как вы понимаете, акцент на конференции был не на существовании технологий как таковых (этим уже никого не удивишь), а на том, как грамотно ими пользоваться. Сейчас есть две группы проблем. Первая – это взаимоотношения взрослых, родившихся в доцифровую эпоху, с современными технологиями и гаджетами. Вторая – это грамотное пользование «родными» для детей технологиями не только с целью развлечения.
Интернет – это ворота в мир информации. Куда пойдёт школьник? Кто его направит? Может ли учитель-робот выполнять функции человека? Если мы заменим роботами родителей, чего недополучат дети? Заботу, ласку, любовь, сострадание, теплоту. Может ли учитель-робот мотивировать и подбадривать учеников, быть наставником, увидеть индивидуальные особенности ребёнка? Вряд ли.
Для грамотного взаимодействия с миром технологий нужен наставник, тьютор, учитель, но – человек.
Умение найти информацию онлайн важно, но что делать, когда выхода в интернет нет? Правильно! Использовать универсальный накопитель – собственную голову. Предметные знания никто не отменял. Наши знания определяют наши мысли. Если единственное, что мы можем - это сказать «Ок, Гугл» или «Скажи, Алиса», мы рискуем остаться Иванушками-дурачками. Вот только живём мы не в сказке и ни щука, ни золотая рыбка нам не помогут.
Метаредметные компетенции все же базируются на предметных ЗУН, современно это звучит или нет. В школьниках мы должны развивать умение искать знания, а не информацию, умение анализировать, критически относиться к окружающей действительности и способность работать как индивидуально, так и в группе. Здесь важен момент удержания цели и результата, распределения обязанностей так, чтобы группа работала как единое целое. Подготовка к групповой работе – важный процесс, которым не стоит пренебрегать.
Интересный вопрос, обсуждавшийся на конференции – почему блоггеры интереснее для детей, чем учителя. На детский вопрос у взрослых нашлись контраргументы. Во-первых, даже самый средний учитель может быть интереснее блоггера ввиду того, что у него широкий кругозор и адекватная культура речи. И потом, блоггер выбирает самое интересное и рассказывает об этом через видео, на которое ушел возможно не один десяток дублей. Урок – это спектакль, который нельзя перезаписать. Это прямой эфир по теме, которая прописана в программе. Конечно, провести этот эфир можно оригинально и в цифровом формате, но здесь мы упираемся и в оснащение школы и подготовку учителей, а также в реальность достижения задуманного
результата в связи с большими временными и организационными затратами. Интересным примером тут является Вики Дэвис, спикер конференции, которая широко использует мобильные приложения и видеоблоги в своей работе, как с детьми, так и в плане трансляции опыта коллегам. Её опыт показывает реальность подобного варианта.
Современное поколение – визуалы, для усвоения материала им нужна «картинка». В результате визуализации усвоение материала у подростков увеличивается до 92%.
А еще это поколение возможностей. Они хотят изучать университетские предметы в начальной школе. Готова ли к этому наша система образования? Как встроить химию в программу начальной школы? Нужно ли это делать? Вряд ли. Во-первых, этого не позволяют особенности психологического развития детей, во-вторых, не обязательно ломать учебный план лишними сложными предметами, это можно сделать через дополнительное или параллельное образование, через нелинейное расписание, работу в разновозрастных группах, где старшие школьники могут помогать младшим.
Хотя, процент столь мотивированных учащихся крайне мал. Делаем вывод, что нужно индивидуальное педагогическое сопровождение таких детей на их образовательном маршруте. То есть ИОП можно и нужно частично вводить уже в начальной школе.
Как вообще мотивировать детей? В первый класс ученики приходят с желанием учиться и получать пятерки. Вообще, «отметочность» так глубоко сидит в нашем подсознании, что нам тяжело избавиться от стереотипа, что это единственный показатель успешности ребёнка. В первом классе нет отметок, но каждая бабушка обязательно спросит своего внука, получает ли он только пятерки. Стереотипы тянут нас назад. Например, мы все говорим : «Я еду в газели», не задумываясь, что их уже лет пять как нет на маршрутах. Почему мы так делаем? Привычка, стереотип, тот же низкий уровень сервиса? Когда мы думаем о маршрутках, представляем себе не очень чистую и не очень удобную Газель с грубым водителем. Когда мы говорим о школе, что мы себе представляем? Учеников, сидящих стройными рядами за партами, отвечающих вызубренные параграфы у доски по команде учителя? Надеюсь, кто-то может себе представить современное здание с открытыми пространствами для самостоятельной или групповой деятельности учеников, где они сами строят свой образовательный маршрут. Опыт сетевых школ Росатома показывает реальность и жизнеспособность такого варианта.
На мой взгляд, проблем в развитии в этом направлении две: это стереотипичность мышления самих работников образования и несоответствие требований проверяющих и контролирующих органов современным трендам. Недостаточно сменить пластиковые вывески на цифровые табло; это не меняет мировоззрение. Изменения должны произойти в головах. Цифровая копия аналогового образования вряд ли будет успешной. Мы должны меняться, чтобы делать из детей создателей, творцов собственного успеха в образовании. Дети должны понять, что в новых реалиях их обученность и образованность является товаром на рынке, а покупателями являются работодатели. Чем больше они инвестируют в себя в школе, тем ценнее окажется результат.
Один из трендов – это цифровизация образования. Нужна всесторонняя подготовка руководителей и учителей. Необходимо создание единого цифрового образовательного пространства как минимум на муниципальном уровне. Московский опыт внушает оптимизм, но отсутствие шагов в этом направлении в Нижегородской области тревожит. Сетевое взаимодействие может существенно облегчить работу школ, решить проблему нехватки кадров, дать школьникам возможность обучаться у лучших учителей, готовых к трансляции своего опыта и педмастерства. Министр образования Нижегородской области С.В. Злобин утверждает, что проблема заключается в технологическом разрыве между школами разных районов, однако на мой взгляд это уже давно не проблема (по крайней мере, не единственная). Всё упирается в отсутствие законодательной базы, позволяющей школам пользоваться услугами педагогов других школ даже одного муниципалитета, т.к. оплата уроков в таком случае невозможна. Тут мы заходим в тупик. Однако Р.В. Селюков обнадежил нас на семинаре сетевых школ в Зеленогорске. Он рассказал о том, что сейчас идет разработка законов, которые позволят сделать это взаимодействие реальным.
Как же изменится роль учителя в новой системе? Очевидно, профессия поменяет свое содержание, а может и название. Наставник, коуч, тьютор, координатор, - всё это отражения современного учителя в цифровом зеркале. Не пичкать ребенка готовыми знаниями, а открывать дверь в мир информации и учить тому, как превратить её в знания, - вот вектор изменения содержания профессии.
Как изменится ученик? Прежде всего увеличится роль самоконтроля и самооценки учебной деятельности. Если ребенок понимает, что время и силы, потраченные на обучение – это прямые инвестиции в собственное будущее, он сможет находить необходимые ресурсы как внутри себя,так и в окружающем мире. В результате индивидуализации образования, он станет субъектом деятельности.
А об индивидуализации образования и технологиях, позволяющих её осуществить или приблизить, я расскажу в следующей статье.
Платформы дистанционного обучения
Комментариев нет:
Отправить комментарий